Оценки за школьной партой и отношение к ним родителей

08.07.2015

Оценки за школьной партой и отношение к ним родителей

Каждый из родителей – посетителей нашего сайта четко знает, какие оценки преобладают в дневнике его чада. «Хорошист» он, «отличник» или «середнячок». Но давайте попробуем разобраться, что же такое школьная оценка и чем она чревата для школьника. Оценка является всего лишь неким числовым выражением уровня соответствия знаний и умений школьника на данном этапе овладения школьной программой – по результатам конкретного задания, письменного или устного. Она же становится и своего рода «способом связи» между учителем и родителями школьника, школой и домом. Когда он покидает парту, для школьника  наступает ответственный момент: сообщить родным о полученных оценках. Родители могут встретить похвалой или гневом. Предчувствуя последнее, получивший низкую оценку ребенок пребывает в угнетенном настроении. И хорошо еще, если его ждет кратковременное неудовольствие со стороны мамы или папы. А порой можно услышать и категоричное: «Как всегда, от тебя никакого толку!» Фраза, серьезно подрывающая веру в себя и внушающая настроенность на неуспех.

На самом деле, школьные оценки – больше, чем просто цифры. Они становятся «штампами», формирующими отношение окружающих к ребенку. Дни, недели, месяцы делают уровень оценок определенным, предсказуемым. Став неуспевающим, без помощи и поддержки любящих взрослых, ребенок вряд ли сам сможет вернуть себе уверенность и подняться на уровень выше. Находясь в ожидании предсказуемой оценки, школьник перестает стремиться к реализации собственных талантов. Зная, что в школе от него ждут только высоких оценок, которые для него недостижимы, ребенок начинает самоутверждаться за пределами класса. Не все замечательно и у круглых «отличников». Постоянная необходимость соответствовать высокой отметке требует постоянного внутреннего напряжения. Оценка становится самоцелью, способом к достижению родительского признания, а это на самом деле далеко не так безобидно, как может казаться родителям отличников.

Не торопитесь навешивать ярлыки собственному ребенку. Постарайтесь сформировать адекватное отношение к оценке как к критерию подготовленности на данный момент. Даже если дневник сына или дочери совсем не радует, вера родителей в силы школьника, терпение и поддержка могут творить чудеса. Даже когда интерес к учебе, кажется, утерян, а школьная парта ассоциируется лишь со скукой, можно вернуть ребенку уверенность и позитивное отношение к учебе. Только придется менять ориентиры. Не уровень оценки становится определяющим, а стремление к достижению «маленьких целей», не полученная в дневник цифра, а анализ проделанной работы. Не секрет, что в школе, особенно в средних и старших классах, оценки могут быть (или казаться) «несправедливыми», заниженными (или завышенными, что тоже нежелательно). В таких ситуациях поможет совместная с родителями работа по разбору приложенных усилий и достигнутых результатов. Хорошо, если родители сформируют привычку оценивать проделанную ребенком учебную работу совместно с ним. Работая на результат, научившись оценивать себя «до» и себя «после», школьник станет менее зависимым от оценки как таковой, станет более самостоятельным и целеустремленным. В идеале желательно сформировать привычку относиться к оценке спокойно, воспринимая низкую оценку как стимул вернуться к пройденной теме, а высокую – как поощрение за успешную подготовку к выполнению того или иного задания.

Родители всегда могут помочь ребенку откорректировать недостатки, но при этом нужно обращаться за помощью к достоинствам, нужно знать, чем интересуется ребенок, что у него получается лучше всего, — эти качества можно и нужно использовать.